Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура проведения выездной налоговой проверки: схема пошагово». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).
Основания для выездной налоговой проверки в 2023 году
Выездные налоговые проверки в 2023 году проводятся на основе определенных оснований, которые были скорректированы в соответствии с изменениями в налоговом законодательстве. Основания для проведения таких проверок включают:
1. | Выявление риска нарушений налогового законодательства. |
2. | Получение заявлений от третьих лиц, содержащих информацию о возможных нарушениях. |
3. | Анализ данных и документов, указывающих на наличие нарушений. |
4. | Информация о предыдущих нарушениях налогоплательщика. |
Большое внимание уделяется профилактическому контролю. Также основанием для выездной налоговой проверки может быть ситуация, когда налогоплательщик отказался от получения подтверждающих документов налогового периода или сведений о налоговом периоде. Также проверки могут проводиться по результатам анализа реестра нарушений налогового законодательства.
Этап 5. Ждем итогового решения
После того, как прошел месяц со дня получения акта, отсчитываем 10 рабочих дней. Не позднее этого срока руководитель налоговой или его заместитель примут решение о том, что делать дальше. Существует три возможных варианта:
- привлечь к ответственности за налоговое правонарушение;
- не привлекать к ответственности;
- провести дополнительные контрольные мероприятия.
В отношении последнего пункта есть своя схема действий и сроков. Обобщили их в таблице.
Таблица 2. Как проводятся дополнительные контрольные мероприятия по итогам выездной проверки
Последовательность действий |
Максимальный срок для общих случаев* |
Дополнительные мероприятия в виде запроса документов, допроса свидетелей или проведения экспертизы |
1 месяц |
Оформление результатов по дополнительным мероприятиям |
15 рабочих дней со дня их окончания. Результаты оформляются в дополнении к акту налоговой проверки |
Вручение налогоплательщику дополнения к акту проверки |
5 рабочих дней с даты оформления результатов |
Представление налогоплательщиком письменных возражений по итогам дополнительных мероприятий |
15 рабочих дней со дня получения дополнения к акту проверки |
Повторное рассмотрение руководителем#налоговой инспекции материалов проверки |
10 рабочих дней по окончании срока для представления возражений |
Примечания: * к общим случаям не относится проверка консолидированной группы налогоплательщиков или иностранной организации, состоящей на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ; # это может делать также заместитель руководителя налоговой |
Что такое выездная налоговая проверка?
Налоговый кодекс РФ не предусматривает конкретного определения понятия «выездная налоговая проверка». Определить суть данного надзорного мероприятия можно, рассмотрев ряд характерных признаков:
- проведение проверки осуществляется только по месту нахождения налогоплательщика;
- предмет надзорного мероприятия – правильность и своевременность уплаты налогов;
- назначается проверка исключительно руководителем налогового органа, проводится уполномоченным должностным лицом;
- срок выездной проверки составляет два месяца;
- в ходе выездных проверок осуществляется анализ документов, находящихся у налогоплательщика и запрашиваемых непосредственно ФНС РФ;
- максимальный период надзорных мероприятий составляет три года.
Таким образом, выездная налоговая проверка является формой контроля со стороны уполномоченных руководством ФНС России лиц, направленной на выявление нарушений в сфере исчисления и уплаты налогов в установленные законом сроки.
Определяя суть выездного налогового контроля, нужно обозначить положения, определяющие то, что должные лица делать не вправе.
- Во-первых, не разрешается проведение двух и более проверок за один период или по одному и тому же виду налогов.
- Во-вторых, в течение одного календарного года также не допускается реализация контрольных мер более одного раза.
- В-третьих, согласно статье 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки не может превышать трех лет, которые отсчитываются с момента вынесения решения.
Важные моменты во время выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка является одной из форм контроля со стороны налоговых органов. В ходе такой проверки налоговики проверяют деятельность организации или индивидуального предпринимателя на предмет соблюдения налогового законодательства.
Для успешного прохождения выездной налоговой проверки необходимо учесть ряд важных моментов:
- Согласно действующему законодательству, выездная налоговая проверка может быть проведена в течение трех месяцев с момента получения постановления налоговыми органами.
- Проверяемому лицу должны быть предоставлены доказательства нарушения налогового законодательства. Проверяющие имеют право истребовать документы, информацию и иные материалы, необходимые для проведения проверки.
- Проверяемый имеет право оспорить постановление о проведении выездной налоговой проверки в течение 10 дней со дня его получения.
- Проверяемый должен принять участие в проверке и представить все необходимые документы и информацию в соответствии с требованиями налоговых органов.
- Во время выездной налоговой проверки могут быть проведены допросы сотрудников организации или индивидуального предпринимателя.
- Проверяющие могут истребовать документы и информацию за предыдущие годы, а также провести проверку на предмет наличия нарушений в течение определенного периода времени.
- Проверяемый имеет право ознакомиться с результатами проверки и, при необходимости, подать апелляцию на решение налогового органа.
В практике налоговых проверок существует ряд нюансов, на которые следует обратить особое внимание:
- Проверяемый должен быть внимателен к срокам и предоставить все необходимые документы в установленные сроки.
- Проверяемый имеет право на бесплатную консультацию со стороны налоговой инспекции.
- Проверяемый должен учесть требования закона и не допустить нарушений.
- Проверяемый имеет право оспорить нарушения, выявленные в ходе проверки, и предоставить доказательства своей правоты.
- Проверяемый имеет право ознакомиться с актом проведения налоговой проверки и получить копию этого акта.
Важно помнить, что выездная налоговая проверка проводится с целью выявления нарушений налогового законодательства и соблюдения налоговыми органами законодательных требований. Поэтому для успешного прохождения проверки необходимо быть готовым к предоставлению документов и информации, а также соблюдать сроки и требования налоговых органов.
Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.
Но это не значит, что продлевать проверку можно безосновательно. Если налогоплательщик усомнился в целесообразности такого решения ФНС, он может обратиться в суд. В практике есть примеры, когда арбитры подтверждали — оснований для продления проверки нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012).
Препятствует ли налоговая проверка ликвидации организации?
Выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (пункт 11 статьи 89 НК РФ).
Ликвидация юридического лица включает несколько стадий, в том числе составление промежуточного ликвидационного баланса (статья 63 ГК РФ). Если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, принято решение о проведении выездной налоговой проверки, налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения этого юридического лица.
Начиная с 31 марта 2015 года, если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, проводится выездная налоговая проверка, то уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган до момента вступления в силу решения по результатам проверки (статья 20 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ).
Также отметим, что в случае поступления в регистрирующий орган из суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Если, не дождавшись результатов проверки, ликвидатор представил промежуточный баланс без учета установленной в ходе налогового контроля обязанности уплатить налоги и иные обязательные платежи, то это будет рассматриваться как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.
Таким образом, если налоговым органом принято решение о проведении выездной налоговой проверки организации в период до составления промежуточного ликвидационного баланса, то дальнейшие действия по ликвидации организации будут развиваться с учетом итогов такой проверки. Переход к последующим ликвидационным процедурам до вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, невозможно.
Несоблюдение требований, установленных законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, повлечет отказ в процедуре государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Какое значение имеет указание в решении видов проверяемых налогов?
Предмет проверки – виды налогов, по которым проводится проверка. Проверка может касаться одного, нескольких налогов или всех налогов («по всем налогам и сборам»). Налоговым кодексом ограничена возможность проведения проверок по одним и тем же налогам за проверенный период.
Налогоплательщику следует изучить решение о проведении проверки.
Если в решении о проведении проверки был указан, предположим, только налог на прибыль организаций, а ошибка обнаружена по НДС, то решение по результатам проверки о привлечении к ответственности в части НДС может быть признано недействительным по формальному основанию – отсутствие в решении указания на проверку НДС. Аналогичные последствия наступают при обнаружении налоговым органом правонарушения за период, который не был включен в решение о проверки.
В подобных обстоятельствах налоговый орган должен принять новое решение о проведении проверки.
Откуда инспекторы берут информацию для проверки
Источниками информации о налогоплательщике могут стать не только отчетность и декларации. Сейчас налоговая служба использует разные сложные программы. С их помощью инспекторы получают, сопоставляют и анализируют сведения из разных источников.
Программа АСК «НДС-2». Автоматизированная система контроля отчетности по НДС. Позволяет соотносить между собой данные из книг покупок и книг продаж всех плательщиков этого налога. Алгоритм сопоставляет каждый документ и выявляет «разрывы цепочек НДС».
Если ваш контрагент не включил в книгу покупок счет-фактуру, которую вы отразили в книге продаж, система это обнаружит. Далее будет проверяться движение средств по счетам обеих компаний, запрашиваться пояснения и дополнительная информация.
Банковская выписка по расчетным счетам компании. По запросу банки предоставляют налоговикам выписки по всем счетам клиентов. В рамках контроля ФНС может запросить дополнительные сведения о подозрительных сделках, а также сведения о движении и остатках денежных средств.
Онлайн-кассы. Кассы передают в налоговую такую информацию о налогоплательщике: дату и время покупки, место сделки, наименование товара или услуги, а также многое другое. С помощью касс в режиме онлайн можно проанализировать выручку за любой период по конкретной компании, отрасли, городу и т. д.
Например, в одном районе есть два овощных магазина одинаковой площади. При этом выручка одного в два раза больше, чем у другого. После анализа информации, поступающей с онлайн-касс, с большой долей вероятности к владельцу второго магазина появятся вопросы.
Единый реестр ЗАГС. Система позволяет отслеживать сделки между взаимозависимыми компаниями и предпринимателями. С ее помощью выявляют факт дробления бизнеса, чтобы получить выгоду от применения специальных налоговых режимов или льгот.
Регистрация бизнеса на родственников, проведение сделок между аффилированными компаниями часто вызывают вопросы инспекторов и находятся в зоне их внимания.
АИС «Налог-3». Автоматизированная информационная система, которая содержит огромный массив информации о физических лицах. В ней есть сведения об имуществе, доходах и вкладах каждого из нас. С ее помощью налоговики выявляют граждан, ведущих бизнес без регистрации, недобросовестных арендодателей, серые схемы по зарплате.
Например, получая деньги от сдачи квартиры или часть зарплаты в конверте, человек регулярно кладет их на кредитную карту. Рано или поздно это может вызвать вопросы.
Несмотря на тот факт, что в Налоговом Кодексе РФ четкого понятия нет, это исследование все равно делится на несколько типов. Разберем каждый из них.
- Конкретная. Затрагивается только одна сделка. И это наиболее безопасный для самой организации вариант. Налоговиков будет интересовать не вся налогооблагаемая деятельность, а только выбранный договор. Именно в нем, по мнению сотрудников, и скрываются нарушения. И в любом случае, даже если оно действительно есть, то это не так страшно. Самое неприятное, помимо стандартного штрафа – это потенциальное аннулирование. Но что интересно, обычно внимание ФНС привлекает в этом варианте не сама проверяемая организация, а контрагент. Просто поднять сведения через вторую сторону легче, безопаснее и быстрее. Чем работать с самим потенциальным обвиняемым.
- Выборочная. Это уже неприятнее. Такой выездной налоговой проверкой могут быть охвачены целые вертикали, пласты деятельности. Обычно выбирается одна. Актуально для компаний, которые работают сразу в нескольких сферах. Удобно то, что другие отрасли на момент проведения мероприятия никак не страдают, не приостанавливают свою деятельность. Но исследование будет в любом случае весьма дотошным. И несмотря на то что запрос будет касаться одной вертикали, будьте готовы предоставить доступ налоговикам в любое место. Даже на склады, которые с этой сферой практически не связаны.
- Общая. Самый неприятный, затяжной и болезненный для фирмы вариант. И что досаднее всего, назначается он с изрядной частотой. Ведь для выборочного аналога нужно как минимум иметь четкие подозрения про конкретную отрасль. А они есть не всегда. Вот и приходится проходиться по всей фирме в целом, что уловить, где конкретно прячется нарушение. И как это часто бывает, вместо одного, на которое и было подозрение, находятся десятки новых. Учитывая, как происходит выездная проверка, что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке – докопаться смогут до всех «серых» точек предприятия. Поднимается вся первичная документация, полностью анализируются договора поставок. Рассматриваются даже бухгалтерские проводки, кассовые и учетные журналы. Легко могут проверить склад на соответствие реальной составляющей ТМЦ и их документным отражением.
В связи с последним стоит всегда иметь качественное программное обеспечение, позволяющие своевременно проводить подобного рода сверку.
Компания «Клеверенс» сможет в этом помочь. Благодаря специальному ПО, инвентаризация проводится силами всего одного сотрудника. И для этого не понадобится дополнительное оборудование, а всего лишь смартфон. Программное обеспечение от «Клеверенс» – это:
- Упрощение повседневных обязанностей работников.
- Разработанные под современные требования российского законодательства программа.
- Персонально адаптированные под предприятия утилиты.
- Профессиональные коробочные предложения для бизнеса любого масштаба.
Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения
Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).
Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.
Когда проводится повторная налоговая проверка?
Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):
- в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
- при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить
Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.
Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.
Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.
В практике был случай, когда в легковом автомобиле, перевозившем документы на проверку в ИФНС, произошло внезапное короткое замыкание, приведшее к возгоранию транспортного средства, при этом водителю «чудом» удалось спастись. Правоохранительные органы не сумели доказать, что автомобиль моментально полностью сгорел вместе со всей первичкой и отчетностью злонамеренно. В результате выездная налоговая проверка была приостановлена, а компании дали приличный срок на восстановление утраченных документов, несмотря на то, что происшествие наводит на определенные мысли…
Что такое выездная налоговая проверка
Основная цель работы коммерческих структур – получение прибыли. При этом, пополнение государственного бюджета в виде уплаты налогов и прочих платежей по итогам деятельности – обязанность компаний и предпринимателей. Уклонение от действующих правил, включая сокрытие прибыли, занижение налогооблагаемой базы, применение необоснованных расходов чревато административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственностью.
В целях контроля за полнотой уплаты налогов, ФНС в отношении плательщиков периодически проводит проверки. Анализ деятельности компаний может осуществляться в рамках камеральной или выездной налоговых проверок. Камеральная совершается на основании предоставленных хозяйственным субъектом данных, например, при предоставлении налоговой декларации. При выявлении несоответствий или возникновении иных вопросов инспекторы вправе запросить дополнительные пояснения.
Выездная налоговая проверка, в отличие от камеральной, охватывает все направления учета организации или предпринимателя.
Анализируется полнота и своевременность уплаты бюджетных платежей хозяйственного субъекта, которые он обязан начислять в соответствии с действующим законодательством.
С точки зрения налоговой инспекции, выездная проверка – достаточно трудоемкое мероприятие. Проконтролировать работу всех действующих коммерческих структур практически невозможно. Посещение организаций и ИП осуществляется выборочно на основании заранее составленного плана проверок или при обнаружении мотивирующих факторов. При формировании плана анализируется финансовое состояние объектов проверки, принимаются во внимание следующие обстоятельства:
- низкий уровень начисленных налогов по отношению к денежным оборотам плательщика;
- наличие убытков на протяжении нескольких лет;
- превышение расходов над доходами;
- незначительный уровень рентабельности;
- величина средней заработной платы не соответствует среднеотраслевому уровню;
- неправомерное использование налоговых вычетов.